Кто такой бариста и почему этот человек так важен для успеха кофейни?

Кофейные заметки
10 декабря 2022, 12:00
Кто такой бариста и почему этот человек так важен для успеха кофейни?
Эта относительно новая професия, основанная в 1980-х годах. Впервые люди, работающие исключительно с кофе, появились в США, в кофейнях сети «Starbucks». Тогда Говард Шульц, директор компании, предложил делать акцент не только на качестве напитка, но и отношении к гостю, отвечая на его вопросы и поддерживая беседу.
Однако своим происхождением профессия бариста обязана Италии, где barista – это, дословно, «человек, работающий за барной стойкой». У каждого итальянца преклонных лет есть любимый эспрессо-бар и бариста, работающий там последние двадцать-тридцать лет – и клиент возвращается в бар именно ради него.

для статей - 2024-09-17T171716.879.png

Ключевые обязанности

Основная и первостепенная задача – приготовление качественного и вкусного кофе по стандартнам заведения. Бариста должен готовить кофе с учетом всех тонкостей и особенностей процесса приготовления напитка, а также с соблюдением технологических правил.
  1. Эспрессо. Бариста знает около 40 классических кофейных рецептов, определяет требуемую степень помола в зависимости от метода заваривания кофе, подбирает пропорции для каждого напитка, рассчитывает температуру воды и время экстракции для получения идеального профиля вкуса.
  2. Общение. Бариста может рассказать посетителям обо всех видах кофе, представленных в кофейне, донести основную концепцию заведения, помочь определиться с выбором и объяснить особенности процесса приготовления выбранного напитка. Бариста – это часть атмосферы кофейни, человек, который непосредственно контактирует и с продуктом, и с покупателями.
  3. Работа с техникой. Бариста необходимо уметь обращаться с оборудованием: кофемашиной, кофемолкой, холдером, питчером. В обязанности специалиста входит чистка приспособлений, устранение неполадок.
  4. Инвентаризация. Количество использованных и оставшихся продуктов, отчет по использованию кофейных зерен, соблюдение правил хранения ингредиентов.
  5. Работа с кассой. Расчет покупателя, зачастую, также входит в задачу бариста. В некоторых заведениях для этого есть кассир.

Почему бариста нужно качественно обучать?

Если говорить о бизнес-плане, то бариста:
  • превращает случайных посетителей в постоянных гостей,
  • мотивирует постоянных гостей заходить в кофейню почаще.

для статей - 2024-09-17T171743.234.png

Особенности спешелти-индустрии

В спешелти-индустрии кофейне приходится бороться не только с другими заведениями, в том числе, не-спешелти класса, но и с кофейными магазинами, некоторыми кафе. И если бариста не в состоянии профессионально работать с кофемашиной, недобросовестно готовит напитки или не умеет общаться с гостями, это неминуемо приведет к потерям для бизнеса.
Какой смысл переплачивать за плохо приготовленный кофе, подумают они, раз такой же можно сварить дома или заказать в соседнем кафе?
Люди приходят в кофейню за напитком – прежде всего. Затем присоединяется ощущение особой атмосферы. Но если уютной обстановкой можно увеличить посещаемость кофейни, то при наличии стабильно плохого качества продукта удержать людей не получится.
Только высочайший профессионализм приготовления кофе — спасательный круг в этой нише. Чем качественнее бариста готовят кофе, тем больше у гостей поводов вернуться в кофейню. Поэтому инвестиции в обучение бариста — необходимое условие успеха заведения.

Мнение профессионалов

Джейсон Бертон, основатель The LAB and Caffeine Crawl, Индианаполис, высоко ценит обслуживание клиентов. «Легче забыть о вкусе напитка, чем забыть о том, насколько приятным был бариста».
С другой стороны, Зак Тархини из Meta Coffee Roasting Co., штат Канзас, объясняет: «Первый, приоритетный шаг — продемонстрировать покупателю качественный кофе, а второй — объяснить ему все об этом напитке, чтобы разжечь интерес и удовлетворить любопытство. Ваш бариста должен уметь говорить».

для статей - 2024-09-17T171809.942.png

Выбор бариста

При найме своего идеального бариста важно помнить:
  • Личность не диктует работоспособность человека. Застенчивый бариста все еще может обеспечить отличное обслуживание гостей, в то время как и независимый от природы человек способен быть сильным командным игроком.
  • Важно понимать тип поведения человека, оценить, будет ли он удобен в работе. Если обязанности вашего бариста идут вразрез с его личностными качествами, рабочий процесс будет трудным и утомительным. И в стрессовых ситуациях, в конце длительных смен такому сотруднику будет все труднее оставаться дружелюбным и позитивным.
  • Идеального кандидата не существует. Хорошая производительность кофейни — это больше, чем просто навыки бариста и отношение к кофе. Такое понятие включает в себя организованность процесов, сплоченность команды и навыки всего персонала.
Но если вы наймете правильных сотрудников, хорошо их обучите, а также воодушевите и вдохновите, вы получите исключительную команду. А ваши клиенты – лучшее обслуживание, мотивирующее вернуться к вам за еще одной чашкой кофе.