Что такое раф?
Раф – это знаменитый кофейный напиток, появившийся в России. Готовится он на основе эспрессо, ванильного сахара и сливок. Сегодня раф – это национальная достопримечательность кофейного мира в Беларуси, России и Украине. Долгие двадцать лет такой кофе можно было попробовать только на территории наших стран. Правда, в 2019, после мирового кофейного чемпионата, несколько именитых заведений в Амстердаме стали готовить «Raf Coffee».Кофейня «Coffee Bean», или рождение нового кофе
В 1991 году, во дворе у станции метро «Кузнецкий мост» в Москве была одна неприметная арка. В ней американский предприниматель Джерри Рудитсер, перебравшийся в Россию, открыл первый кофейный магазин – «Coffee Bean». Атмосфера в том дворе царила богемная: торговцы иностранной одеждой, журналами, дисками – все собирались там.Джерри приобрел кофейную машину на две группы, одну из самых первых в городе. Была в магазине и кофемолка, и питчеры для взбивания молока, и большой выбор сиропов. Кофе можно было купить как в банках домой, так и выпить на месте, за барной стойкой.
Глеб Невейкин, один из авторов напитка раф, начинавший там как бариста, так описывал это место:
- Вход в «Голодную утку», знаменитый «западный бар», был со двора, а в нашу кофейню — со стороны арки, но нас соединяла внутренняя лестница. В «Coffee Bean» не было туалета, а у них не было кофе. Мы им поставляли кофе в термосе, а они нас пускали в туалет. У нас было 30 банок кофе. Я до этого чем только не занимался, но когда я попал туда, у меня сразу все сложилось в голове: как все легко, подумал я. Ты стоишь, у тебя 30 банок кофе за спиной, они все разные, приходят люди, а ты их поражаешь размахом, вкусом, запахом. Вот это жизнь!
В кофейном магазине «Coffee bean» продавали ароматизированный кофе в термосах, очень популярный в то время. Помимо шоколада и специй, в чашку также щедро добавляли сливки. А каждого, кто покупал такой напиток, угощали свежей булочкой. Поэтому кофейня ожидаемо стала популярна у продавцов, а также многочисленных молодых покупателей, посещавших тот двор.
Рафаэль, который очень любил кофе
Однажды в кофейню по совету друзей, заглянул местный художник. Он учился неподалеку, был человеком творческим и очень любил кофе. Ему казалось, что любил – пока не попробовал кофейное изобретение «Coffee Bean». То, что нравилось многим посетителям, совершенно не подходило под его понимание кофе. И бариста восприняли это как вызов. Рафаэль приходил два–три раза в неделю, когда бывал неподалеку, и бариста упрямо старались подобрать ключик к его вкусу.Делали эспрессо – без специй и шоколада, добавляли в него молоко. Не то.
Готовили фильтр-кофе, разбавляли его вспененным молоком с сахаром. Не то.
Заменили молоко на сливки. Не сладко.
Добавили к сливкам сахар. Уже лучше.
Рафаэль оценил новый напиток – фильтр, сливки, ванильный сахар. И стал заходить в кофейню каждый день.
- Мешать все это нам было неохота, и мы стали всю эту смесь подогревать пароотводом в машине, – делится Олег Невейкин, – мы взбивали, и он пил. И вся тусовка стала у него пробовать, и постепенно люди стали приходить и говорить: сделайте нам как Рафу!
Кофе «Как Рафу»!
Изначально в кофейном магазине сливки были бесплатными. Люди платили только за эспрессо, получая при этом любой напиток из меню – будь то капучино, латте или кофе со сливками. Олег Невейкин лично занимался закупками, посещал магазин по два раза в день и, в конце концов, пришел к выводу: с бесплатными сливками к кофе «как у Рафа» нужно что–то делать.Он взял доску, достал маркер и написал на стене у барной стойки: «кофе как Рафу». И цену за напиток. Несмотря на то, что цена была довольна символичная, поначалу люди не оценили такой подход. Особенно Рафаэль. Но никто, кроме «Coffee Bean», его любимый напиток не готовил... и покупатели появились снова.
- Однажды мы подумали, – говорит Олег, – что это «Как Рафу» звучит по-дурацки, стерли лишнее. И все. Не было мозгового штурма, никто ничего не выдумывал специально. Так появился всеми любимый «Раф».
Эта история, на самом деле, не о кофе, как таковом. А о желании удовлетворить спрос и интерес покупателя. Такой клиентоориентированный подход стал основной для развития кофейных сетей в Москве, Петербурге, а затем и Минске. Предложить гостю то, что он хочет, то, зачем он вернется – и не только кофе, но и хорошее настроение ему обеспечить. Это то, что по-настоящему важно.
Раф, кстати, до сих пор посещает свою любимую кофейню – 30 лет спустя.