История кофе навынос

Кофейные заметки
1 февраля 2023, 12:00

Кофе в бумажном стаканчике – это символ активной городской жизни. Не просто тренд голливудского кинематографа, а самая настоящая рутина в общемировых масштабах. В этой статье мы расскажем, как и когда появилось понятие «кофе навынос».

Как родилась идея брать кофе с собой?

Сложно сказать точно, кто первым предложил гостям взять кофе навынос на территории Беларуси. Вероятнее всего, это была сеть «Макдональдс», потому что в конце 90-х только они продавали кофе в крупных объемах в принципе.

Так или иначе, массовый спрос на кофе с собой появился лишь в нулевых, когда на телеэкраны вышли «Секс в большом городе» и «Дьявол носит Prada». Герои этих фильмов каждый день выходили на улицу со стаканчиком свежесваренного кофе, жили в мегаполисах и вели активную светскую жизнь. Кофе с собой, таким образом, стал своеобразной модой – и одним из воплощений современной городской жизни.

IMG_2736.PNG

Ищите бумажный стаканчик

Кофе был хорош, а американские предприниматели – умны, но ключевую роль все равно сыграл простой бумажный стаканчик. Это одноразовое изделие изобрели в начале двадцатого века, как раз когда в США процветала кампания против употребления спиртного. Активисты движения предлагали гражданам бесплатную чистую воду вместо крепкого алкоголя, пива и ликеров. И все бы хорошо, но люди пили из общей металлической кружки. Одноразовой посуды тогда еще не существовало, и различные болезни быстро распространялись среди горожан.

Решение проблемы нашли два предпринимателя, владельцы автоматов по продаже газировки. Их звали Лоуренс Луэлллел и Хью Мур. Идея была проста и гениальна: стаканчик из бумаги, что не нужно с кем-то делить и можно выбросить сразу после использования.

Уже к 1912 году бумажные стаканчики появились всюду – школы, кафе, офисы, поезда. После смертельного испанского гриппа в 1918, одноразовая посуда окончательно закрепились в обиходе современных американцев. Эпидемия унесла жизни 100 миллионов человек по всему миру, в США скончался каждый пятый пациент, и здоровый страх перед бактериями дал расцвет эре бумажных стаканчиков.

IMG_2735.jpg

Популяризация кофе навынос

В 1946 году панамериканское бюро объявило о начале новой противоалкогольной компании, нацеленной на снижение употребления спиртного каждым совершеннолетним гражданином страны. В США и Канаде были введены «кофе-брейки» (перерывы на кофе) на большей части государственных предприятий. В правительстве посчитали, что лучше пить кофе, чем алкоголь – так и зародилась американская культура употребления кофейных напитков.

В начале 1950-х в офисах установили кофейные автоматы. Они продавали быстрый и горячий кофе в бумажных стаканчиках за небольшие деньги, и пользовались огромной популярностью у сотрудников. Среднестатистические американцы стали привыкать к тому, что кофе можно пить не только дома.

И все же, золотой век «кофе навынос» пришелся на 1960-е. У больших городов появились агломераты пригородов, а значит, людям приходилось больше времени проводить в дороге на работу, а затем – и домой. Они стали пить кофе в собственных машинах, буквально на ходу. Сеть магазинов 7-Eleven воспользовалась таким положением дел. В 1964 году эти магазины первыми предложили гражданам свежий кофе навынос в бумажных стаканчиках.

Совершенствование культуры кофе с собой

Немногим позже США ожидало множество патентов на модернизацию кофейных стаканчиков, их крышек, палочек для размешивания сахара и даже картонных подставок, что первыми запатентует «Старбакс».

Откидная часть крышки стаканчика, что мы отгибаем, дабы сделать первый глоток, была создана в 1975 году – и пользуется спросом до сих пор. Крышки, к слову, изначально были абсолютно плоскими – и только к концу 1970-х обрели куполообразную форму. Это произошло из-за того, что американцы стали чаще покупать латте и капучино с фирменной пенкой.

IMG_2734.jpg

Первой кофейней нового времени, как ее тогда назвали, стал «Старбакс». Эта сеть распространилась по всей Америке, а затем и миру, под руководством Говарда Шульца. Ее эксклюзивным патентом стала крышка Solo Traveller (имеющая углубление для верхней губы рядом с отверстием для питья) и запоминающийся логотип русалки.

Благодаря популярности сети, их кофе чаще других попадал в объективы кинокамер. К тому же, «Старбакс» первыми стали предлагать взять кофе навынос в значимых масштабах. И бесповоротно вписали кофе с собой в образ современного жителя мегаполиса.

Сегодня кофе с собой как минимум раз в день берет каждый четвертый житель планеты. Это не просто закрытая потребность, это теперь – мировой тренд. И бумажный стаканчик с кофе из вашей любимой кофейни – не просто напиток, а самый настоящий модный аксессуар.