На заре запуска нашей обжарки кофе (а первые попытки мы начали делать уже в 2010 году, скоро можно отмечать десятилетие), фраза «обжарено в Беларуси» вызывала у всех улыбку. Хотя уже на тот момент наша страна имела определенный опыт, один из крупнейших заводов в СССР располагался именно на нашей территории, я постараюсь сделать и об этом статью в будущем. Дело развивалось, появились локальные обжарщики и неоднократно я слышал фразу, мол, мы покупаем кофейное зерно напрямую на бирже. Это звучит солидно, но не является правдой, ведь даже в случае обжарки свыше сотни тонн в год, мы можем позволить себе загрузиться в стране происхождения только парочкой сортов, а самого понятия «покупка на бирже» не существует.
Что показывает биржевая стоимость арабики или робусты? Существует межконтинентальная биржа ICE в Нью-Йорке (робуста торгуется в Лондоне), где заключаются фьючерсные контракты (это по сути обязательства того или иного игрока должен выкупить кофейный лот в будущем). В основе биржевых торгов лежит благая идея из экономической теории: закона спроса и предложения, сформулированного еще в XIV веке. Суть его сводится к тому, что стоимость товара определяется пересечением кривых спроса и предложения, вы можете увидеть это на графике ниже:
Чем меньше кофе на рынке (неурожай, повышенный спрос), тем дороже его цена
Фермеры в странах производящих кофе обычно не очень богатые люди. Большинство семей живут на 280 долларов в месяц (если говорить о рабочих), рентабельность же производства владельцев плантаций крайне низкая, даже в благоприятный период. Учитывая тот факт, что закон спроса и предложения никак не учитывает себестоимость производства, то зачастую им приходится продавать зерно в убыток, надеясь лишь на рост биржевой стоимости в будущем.
Проблема еще обусловлена тем, что часть игроков на рынке вообще не заинтересованы в кофе. Хедж-фонды просто пытаются заработать денег на спекулятивной игре и всегда перепродают свой контракт играя как на повышение, так и на понижение.
Безусловно, бывают периоды и с повышенной стоимостью арабики на бирже, тогда есть возможность зарабатывать и развивать свой бизнес. Была предпринята попытка стимулировать фермеров производить более качественный кофе оплачивая им премию за качество. Это практика в целом помогает развивать кофейную индустрию, но сталкивается со сложностью и субъективность оценки. В любом случае, качественный кофе требует более сложных и дорогих подходов к его обработке, что повышает себестоимость и мы возвращаемся к истокам проблемы.
Есть еще один интересный фактор, о котором многие даже не догадываются. Эфиопия, родина кофе, страна которая славится своим качественным кофе… не имеет своего порта. Посмотрите на карту:
Как вы понимаете, это все также существенно увеличивает стоимость кофейного зерна, хоть сам фермер не заработает больше, деньги уйдут на оплату услуг порта и транспортным компаниям.
Далее мы переходим к транспортировке. Кофе всегда плавает морем, так как перелет нескольких мешков на самолете может увеличить стоимость килограмма на 5 – 10 долларов (и это уже совершенно неконкурентная стоимость). В морских перевозках существуют стандарты: 20-ти и 40-ка футовые контейнеры, в самом малом перевозят обычно 18,975 – 19,2 тонны кофе.
По этой причине, практически все обжарщики, от мала до велика, сотрудничают с трейдерами. Те закупают большие объемы кофе, хранят их при специальных условиях, гарантируют качество и в их существовании нет ничего страшного.
В следующей статье обсудим ценообразование далее по цепочке, а пока можете посмотреть мою старую статью (от 2017 года), в которой раскрыта стоимость открытия одной из наших кофеен. Также можно глянуть динамику изменения стоимости арабики за последние шесть месяцев: